5 декабря 2023 года состоялось заседание Конституционного суда Республики Узбекистан.
В заседании приняли участие представители палат Олий Мажлиса, Кабинете Министров, Верховного суда, Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции, негосударственных некоммерческих организаций, образовательных и научных организаций, а также члены Научно-консультативного совета Конституционного суда.
На заседании, в соответствии с Конституцией и Конституционным законом «О Конституционном суде Республики Узбекистан» была рассмотрена информация Конституционного суда о состоянии конституционной законности в стране.
На заседании было отмечено, что новая редакция Конституции Республики Узбекистан, принятая на референдуме 30 апреля 2023 года, послужила прочной правовой основой для дальнейшего укрепления конституционной законности в стране, модернизации государственной и общественной жизни. Подчеркнуто, что Основной закон направлен на демократизацию деятельности государственных органов, создание новых конституционно-правовых условий для надежного обеспечения прав и свобод человека.
Было подчеркнуто, что Конституция, как продукт мышления нашего народа, существенно повлияла на мировоззрение и повышение уровня правосознания граждан. В результате принятия Основного закона в качестве акта прямого действия значительно расширены возможности граждан ссылаться на Конституцию в своей повседневной жизни, что в свою очередь, повысило ответственность государственных органов и должностных лиц.
На заседании Конституционного суда было обращено внимание на то, что прямое применение Основного закона на всей территории страны означает, что он непосредственно регулирует общественные отношения и применяется государственными органами и должностными лицами независимо от наличия соответствующих законов и иных нормативно-правовых актов. В частности, было отмечено, что за минувший непродолжительный период, судами общей юрисдикции нормы Конституция напрямую применены более чем по 21 тысячи уголовным, административным, гражданским делам и экономическим спорам.
На заседании отмечалось, что в 2022-2023 годах Конституционным судом изучены обращения и правоприменительная практика по 119 законам и 1384 иным нормативно-правовым актам. При этом внимание Конституционного суда, в первую очередь, обращено на конституционно-правовые вопросы применения правовых норм.
Конституционный суд обратил внимание на необходимость полноценной реализация Основного закона, что ставит перед государственными органами масштабные и ответственные задачи.
Верховенство Конституции, обеспечение конституционных прав и свобод человека и граждан, в свою очередь, требует своевременного выявления и оперативного реагирования компетентных государственных органов на факторы, влияющие на законность и верховенство права.
В связи с этим Конституционный суд обратил особое внимание на следующие вопросы, поднятые в обращениях населения, связанные с обеспечением конституционных прав:
– с учетом наблюдаемых случаев нарушения прав детей целесообразно защитить детей от различных форм насилия, повысить в этом отношении ответственность родителей, образовательных учреждений и других ответственных органов, а также дальнейшее совершенствование соответствующих актов законодательства;
–несмотря на значительное уменьшение случаев несоблюдения гарантий прав собственности , учитывая, что проблемы в этой сфере все еще остаются, необходимо повышать правовую культуру органов государственной власти на местах по этим вопросам, формировать абсолютно нетерпимое отношение правоохранительных органов к фактам нарушения прав собственности, а также усилить профилактические меры в этом направлении;
– принимая во внимание наличие в некоторых регионах случаев, когда предприниматель сталкивается с препятствиями при свободном вывозе своей продукции с территории области, от всех ответственных лиц требуется безоговорочное соблюдение конституционных гарантий свободного перемещения товаров и услуг.
На заседании было подчеркнуто, что случаи несоблюдения конституционных прав должны быть в центре внимания компетентных государственных органов, и каждый, связанный с этим случай, должен быть немедленно изучен с принятием необходимых мер по восстановлению нарушенных прав.
Вместе с этим, Конституционный суд отметил необходимость, не ограничиваясь оперативными мерами, принятия системных мер по выявлению и устранению причин и условий, повлекших несоблюдение конституционных норм.
Отмечено, что в целях обеспечения доступа граждан к конституционному правосудию, удобства для граждан в использовании института обращения граждан и юридических лиц в Конституционный суд, необходимо принятие дополнительных мер по оказанию квалифицированной юридической помощи гражданам.
Также было рекомендовано принять меры к правовому регулированию порядка обращения судов в Конституционный суд через Верховный суд по вопросу соответствия Конституции нормативно- правовых актов, подлежащих применению в конкретном деле.
Конституционный суд отметил, что любая мера правового воздействия должна быть обоснованной, справедливой, необходимой и достаточной для достижения своей цели и не должна ограничивать в необоснованной степени права и свободы граждан, т.е. сверх уровня, позволяющего достичь цели меры правового воздействия.
В связи с этим, в целях обеспечения соблюдения конституционных принципов соразмерности и достаточности примененяемых мер правового воздействия было предложено, пересмотреть некоторые уголовные и административные санкции, финансовые санкции, неустойку (штрафы, пени) и другие меры.
Конституционный суд призвал компетентные государственные органы упразднить практику представления судами информации о деятельности суда в соответствующие Кенгаши народных депутатов, принимая во внимание, что это может поставить под угрозу независимость и беспристрастность судов.
На основании предложений населения отмечена целесообразность включения требования о возмещении ущерба, причиненного потерпевшим отдельными видами преступлений, прежде всего мошенничеством, как обязательного условия замены осужденным наказания более мягким.
Также, даны рекомендации ответственным организациям по таким вопросам, как уточнение порядка осуществления предварительного конституционного контроля, определение в законах механизма обеспечения сохранения судьей своей должности при реорганизации или ликвидации суда, разработка методики дачи толкования нормативно- правовым актам.
В своем докладе Конституционный суд призвал государственные органы в полной мере осознавать ответственность за реализацию Основного Закона и обеспечение конституционной законности в стране, не ограничивать в своей деятельности права и свободы граждан, гарантированные Конституцией, а также принимать оперативные и решительные меры в случае их нарушения.
На заседании также были заслушаны мнения ученых-юристов, членов Научно-консультативного совета Конституционного cуда. Выступавшими в ходе обсуждений было отмечено, что информация Конституционного суда впервые в истории страны рассматривается в открытом заседании, и поднятые вопросы послужат обеспечению конституционной законности в стране.
Конституционный cуд всесторонно изучив обсуждаемый вопрос, приняв во внимание мнения специалистов и экспертов, принял решение утвердить информацию о состоянии конституционной законности в стране и направить его палатам Олий Мажлиса и Президенту Республики. Узбекистана.
Решение Конституционного суда публикуется в Национальной базе данных законодательства Республики Узбекистан и на официальном веб-сайте Конституционного суда.