Аскар ГАФУРОВ,
доктор юридических наук
Обеспечение конституционной законности в деятельности местных Кенгашей народных депутатов
В нашей стране формируется новая структура местных органов государственной власти. Важной особенностью осуществляемых реформ в этом направлении, является продвижение демократических преобразовании, путем усиления местных представительных органов власти. В этих условиях обеспечение конституционной законности является ключевым фактором укрепления государственности на местах и ее стабильного развития.
В Указе Президента Республики Узбекистан «О мерах по повышению эффективности деятельности органов государственной власти на местах» от 2 февраля 2024 года сформулирована цель реформы: «Сильный кенгаш, подотчётный и инициативный хоким», а также определены основные направления развития деятельности местных представительных органов государственной власти. В Указе также отмечено о необходимости повышения роли органов представительной власти в укрепление законности на местах. Предусмотрен расширение их контрольных функций.
Местным Кенгашам предоставлено более десяти дополнительных полномочий. Установлена подотчетность руководителей органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел, здравоохранения, экологии, финансовых и налоговых органов. Все эти меры, безусловно, направлены на обеспечение конституционной законности на местах.
Кенгаши народных депутатов можно условно назвать законодательной властью на местах. Принцип соблюдения конституционной законности в деятельности местных Кенгашей преимущественно проявляется в его нормотворческой деятельности, то есть в принимаемых Кенгашем решениях.
Следует заметить, что вопросы обеспечения конституционной законности в деятельности местных представительных органов регламентированы в достаточной степени.
Так, система обеспечения конституционной законности в деятельности местных представительных органов состоит из следующего:
Первое, конституционный контроль за решениями органов государственной власти на местах. В соответствии со статьей 133 Основного закона Конституционный суд определяет соответствие Конституции Республики Узбекистан решений местных органов государственной власти.
Конституционный суд принимает решения по конкретным нормативно-правовым актам Кенгаша, конституционность которых подвергается сомнению. Проверяя конституционность решения Кенгаша в целом или его части, Конституционный суд определяет его соответствие Конституции Республики Узбекистан по содержанию его норм, а также с точки зрения разграничения компетенций между Кенгашем и хокимом, предусмотренной в статьях 122-123 Конституции Республики Узбекистан.
Второе, осуществление парламентского контроля за деятельностью местных представительных органов и законности, принимаемыми ими решениями. Согласно статье 26 Закона “О государственной власти на местах» решения Кенгашей народных депутатов, не соответствующие нормам законодательства, отменяются Сенатом Олий Мажлиса.
Третье, установлен судебный контроль за законностью актов Кенгаша. Решения Кенгашей народных депутатов могут быть обжалованы в судебном порядке гражданами, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями. Так, в соответствии со статьей 27 Кодекса «Об административном судопроизводстве» административные суды разрешают дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти на местах, не соответствующих законодательству и нарушающих права и охраняемые законом интересы граждан или юридических лиц.
Четвертый, прокурорский надзор за законностью решения Кенгашей. Акты Кенгаша народных депутатов могут быть опротестованы прокурором.
Пятый, в обеспечение законности в деятельности местных представительных органов значительный вклад вносят территориальные органы Министерства юстиции, при осуществлении регистрации ведомственных актов и актов местных органов власти. Акты Кенгаша народных депутатов (так же, как и решения хокима), не зарегистрированные в Единой электронной системе, не могут служить основанием для правового регулирования соответствующих общественных отношений и не влекут за собой правовых последствий.
В соответствии со статьей 122 Конституции Республики Узбекистан к ведению местных органов власти наряду с иными полномочиями относятся и обеспечение законности, правопорядка и безопасности граждан, а также осуществление контроля за реализацией программ, направленных на социально-экономическое развитие регионов.
В целях реализации своих задач представительные органы обладают следующими полномочиями:
заслушивание отчетов руководителей структурных подразделений исполнительной власти, в том числе по вопросам соблюдения законов,
заслушивание информации соответствующих прокуроров о своей деятельности;
отчетов руководителей территориальных подразделений Министерства внутренних дел Республики Узбекистан;
информации начальников территориальных управлений юстиции и отделов юстиции районов (городов);
доклад регионального представителя Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмана) о состоянии защиты прав, свобод и законных интересов человека,
доклад регионального представителя Уполномоченного Олий Мажлиса по правам ребенка о состоянии защиты прав, свобод и законных интересов ребенка.
В статье 14 Закона установлено, что органы государственной власти на местах в пределах своей компетенции принимают нормативно-правовые акты в виде решений. Эти решения направленны на регулирование общественных отношений в сфере государственного управления на местах. Согласно Конституции решения Кенгаша, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех на соответствующей территории.
Закон определяет механизмы обеспечения законности в деятельности Кенгаша народных депутатов. Так, статья 26 Закона предусматривает механизм осуществления контроля за законностью деятельности Кенгаша народных депутатов.
В случае неудовлетворения представления хокима Кенгашем хоким вправе обратиться в вышестоящий Кенгаш или Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан или суд за отменой соответствующего решения Кенгаша.
Разделение властей на местном уровне открывает новые возможности для реформы. Важным условием проведения в жизнь законов является оперативность, а это отличительная черта исполнительных органов. Местные органы власти используют различные методы выполнения функции претворения в жизнь законов и других подзаконных актов, но среди них особо следует выделить в качестве эффективного средства контроль.
В целях повышения эффективности контрольной деятельности представительных органов власти, по аналогии с парламентским запросом внедрен в деятельность органов представительной власти на местах институт запроса Кенгаша.
Закон существенно усилил роль местных Кенгашей как представительного органа государственной власти, повысил ответственность хокимов и местных исполнительных органов власти перед народом. Наряду с этим, в Законе предусматриваются расширение полномочий председателя местного Кенгаша и введение институтов «запроса Кенгаша».
Однако, в законодательстве недостаточно разработан вопрос о последствиях запроса. Например, в случае установления в процессе обсуждения запроса серьезных недостатков в деятельности соответствующих органов и должностных лиц либо их формального отношения к запросу депутаты местных Кенгашей должны обладать полномочиями по привлечению к ответственности данных лиц.
Следующей важной формой контрольной деятельности Кенгашей народных депутатов является деятельность их постоянных комиссий, которые в переделах своей компетенции вправе запрашивать отчеты и соответствующую информацию у органов исполнительной власти на местах.
Четкое определение в нынешнем законодательстве полномочий, задач и круга вопросов, требующих совместного решения, изменило характер отношений между органами представительной и исполнительной власти, это, в свою очередь, нашло отражение не только в расширении полномочий представительных органов, но и в повышении их ответственности.
Кенгаш должен обладать достаточной компетенцией для эффективного осуществления представительной властью деятельности на соответствующей террритории на основе Конституции и законов. Вместе с тем, необходимо формировать навыки разработки и принятия нормативно-правовых актов Кенгашем.
Представляется целесообразным организовать для представителей органов государственной власти на местах специальные курсы в Институте переподготовки и повышения квалификации юридических кадров при Министерстве юстиции Республики Узбекистан. Обучение должно быть организовано с акцентом на формирование навыков по подготовке проектов решений Кенгашей, имеющих нормативно-правовой характер.
Безусловно эти меры послужат совершенствованию системы надежной защиты прав и интересов человека, повышению подотчетности и ответственности хокимов областей, районов и городов перед Кенгашами, эффективной реализации взаимно сдерживающих механизмов на уровне органов государственной власти на местах.